Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского районного исполнительного комитета
Рекомендации учащимся
по подготовке к экзамену по иностранному языку
Данные рекомендации подготовлены с целью сориентировать учащихся на успешную сдачу экзамена по иностранному языку. Рекомендации содержат примерные тесты по лексике и грамматике, чтению, восприятию и пониманию речи на слух, на проверку навыков письма, а также перечень основных литературных и интернет-источников, необходимых для подготовки к экзамену. Тестовые задания распределены по степени сложности, что соответствует критерию оценки знаний учащихся. Приведённые примерные образцы тестов требуют знаний английского языка за весь курс обучения в средней школе. Содержание и тематика тестов примерна и может быть скорректирована в дальнейшем.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К УСТНОМУ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ
ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Заранее продумайте свое сообщение, составьте примерный план своего высказывания. Отработайте отельные слова и устойчивые фразы в материале по теме. Материалом для подготовки устного высказывания могут служить готовые темы, которые можно найти в учебных пособиях. Темы для высказывания желательно составлять самому или компилируя из нескольких пособий — так больше шанс избежать ошибки и проявить индивидуальность. Чем больше топиков на стандартные темы («Моя семья», «Работа», «Путешествия») вы выучите, тем больше вероятность, что при получении нестандартной темы вы наберете по несколько готовых фраз из каждой темы и продемонстрируете приличный ответ. К примеру, кроме учебных пособий с устными темами, вы можете найти информацию на сайте lengish.com/topics/ и умело ее редактируя ,вы составите свою тему, избежав кальки и выражений типа "London is a capital of Great Britain ...". Выучите список слов-связок типа «in fact», «to my mind», «for example», «at the same time», чтобы избегать пауз, когда будете собираться с мыслями. Накопите определенный запас коммуникационных единиц, которые впоследствии будете использовать в речи. Чтобы расширить ваш синонимический словарный запас, есть простое, но очень эффективное упражнение. Вы выписываете несколько слов (для этого можно даже скачать частотный словарь английского языка (например здесь www.en365.ru/top200.htm)- самые частые прилагательные, глаголы и наречия, а также существительные), потом стараетесь к каждому из них придумать столько синонимов, сколько можете. После этого открываете любой тезаурус, или словарь синонимов, в интернете (например, словарь синонимов на wordreference.com), и дописываете остаток синонимов, что будет там. Сколько именно изначальных слов выписывать - зависит только от вас и вашего желания учиться, у кого-то лучше пойдет по одному слову в день, у кого-то - по два-три, главное тут - не переборщить. Работа над одним словом и его синонимами должна заканчиваться только тогда, когда вы полностью уверены, что знаете, где и когда какое слово нужно применять. Занятия наспех, ради количества, в ущерб осознанию и пониманию, скорей отбросят вас назад, нежели продвинут вперед. Это нехитрое упражнение, выполняемое регулярно (в идеале - как дополнение к каждому вашему уроку английского,) через некоторое время даст плоды, и вы с приятным удивлением обнаружите, насколько лучше вы стали выражать свои мысли. Для примера можно процитировать одно известное кембриджское пособие для изучающих английский:
"Instead of repeating everyday words like very, good or nice, you will be able to exploit a wider range of language.
You would gain more marks in an exam, for instance, for writing
'We had a blissfully happy holiday in a picturesque little village surrounded by spectacular mountains'
than for
'We had a very happy holiday in a nice little village surrounded by beautiful mountains',
even though both sentences are perfectly correct."
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ ПО ВОСПРИЯТИЮ И ПОНИМАНИЮ РЕЧИ НА СЛУХ
Для подготовки к аудированию слушайте радио и смотрите фильмы в оригинале. Начинать лучше с чего-нибудь знакомого, чтобы не впадать в отчаяние: «не понимаю ничего — ни диалогов, ни сюжета вообще!» Постарайтесь, чтобы радио или телевизор с английскими новостями работали фоном, когда вы занимаетесь домашними делами или едете в машине. Не стоит, разве что, одновременно слушать и читать что-либо: психолингвисты доказали, что воспринимать тексты по двум каналам одновременно невозможно. Способы совершенствования навыков восприятия и понимания речи на слух приведены ниже в таблице:
Чтобы улучшить навыки восприятия и понимания на слух, нужна практика: слушайте больше и чаще английскую речь. Далеко не у всех есть возможность разговаривать и слушать носителей языка каждый день, тут на помощь нам приходит Интернет.
http://examenglish.com/TOEFL/toefl_listening.htm
http://gistguide.com/guide/listenings/listenings.php
http://qenglish.com/listening.html
http://lengish.com/tests/listening-37.html
В первую очередь рекомендуется сайтhttp://www.esl-lab.com/. Там вы найдете множество аудиофайлов с упражнениями, которые распределены по уровням: легкий, средний и сложный.. После первого прослушивания с помощью мини-тестов, вы определите свой уровень восприятия в процентном отношении. Во время второго прослушивания вы можете посмотреть текст записи, а потом сделать упражнения на закрепление лексики. Кроме того, используйте информацию следующих сайтов:
dailyesl.com (повседневные темы для начинающих),
ezslang.com (разговорный английскийв диалогах, с разъяснениями и упражнениями),
trainyouraccent.com (упор на американское произношение),
На сайте www.elllo.org. Вы можете прослушать интервью людей из разных уголков земли, так что со временем вы начнете слышать акценты и диалекты.
audioenglish.net – аудио-блог со скриптами, материалы распределены по уровням владения английским, а также по курсам Разговорный английский, английский для путешествий, бизнес английский и др.
Упражнения на заполнение пропусков в сенсационных новостях во время прослушивания вы найдете на englishclub.com.
На 5minuteenglish.com несколько аудио-файлов со скриптами, объяснение устойчивых словосочетаний, мини-тесты на понимание услышанного.
Сайт history.com также предоставляет видео и аудио материалы известных речей.
На 1-language.com бесплатные аудио-материалы со скриптами, без упражнений (в формате Flash Player).
Отдельно следует выделить аудиокурсы:
FocusEnglish.com – аудиокурс английского языка, состоящий из озвученных диалогов на темы Eating, Fashion, Friendship, Housing, Money, Romance, Time, Traffic, Traveling, Shopping, Vacation, Weather, Work и др.
Разговорный аудиокурс по темам: Как вести беседу (знакомство, дружба, семья, хобби, языки, работа), За границей (который час, ориентирование по карте, как брать такси, в автобусе, здания, покупка билетов, заказ номера) По телефону (договор о встрече, в тур агенство, заказ билетов в кино, заказ номера в гостинице, скорая помощь, вызов доктора, заказ столика в ресторане, как оставить сообщение на автоответчик), Короткие разговоры (Зигмунд Фрейд, образование планеты Земля, этимология английского и др.). http://www.learnenglishfeelgood.com/eslvideo/ предоставляет отрывки из фильмов и мультфильмов для аудирования и просмотра, и мини-тесты на проверку понимания. Упражнения на знаменитые фразы из кинофильмов вы найдете здесь http://michel.barbot.pagesperso-orange.fr/hotpot/movies.htm . Интересные новости и шоу смотрят на http://www.thedailyshow.com/. Есть в сети и старинные фильмы, которые можно смотреть бесплатно. Люди также делятся фильмами на http://en.englishyappr.com//welcome/VideoList.action
Как слушать?
Несколько раз, пока не начнете все понимать
Останавливать, отматывать назад и переслушивать непонятное (по частям)
Останавливать, смотреть незнакомые слова в словаре
Составлять список из незнакомых слов, переводить после просмотра
Слушать запись, записывая весь текст, все, что слышите, потом проверять себя по готовому тексту.
Повторять слова, имитируя интонацию за диктором.
Желательно слушать файлы с открытыми упражнениями и выполнять их.
После выполнения упражнений и проверки, не торопитесь переключаться на следующую аудиозапись. Выпишите все незнакомые слова, составьте с ними свои предложения, потренируйтесь повторять за дикторами, попробуйте пересказать общую идею и т.д.
Предлагаются следующие рекомендации для учащихся по выполнению экзаменационных заданий:
Например, аудирование с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует вырабатывать в себе умение концентрироваться в тексте на ключевых словах и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. Если от вас требуется извлечь запрашиваемую информацию, учитесь концентрировать своё внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.
Прежде чем приступить к прослушиванию, надо внимательно прочитать инструкцию и разобраться, что требуется сделать в задании. После первого прослушивания надо постараться отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях. Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которое есть сомнения. Задача – проверить правильность первоначальных ответов.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ ПО ЧТЕНИЮ
Читайте как можно больше. Учитесь читать без словаря сложные тексты, выделять основную идею текста, отделять ключевые моменты от второстепенной информации. В ход могут пойти как газеты, так и книги. Да, и помните, что адаптированные для русскоязычного читателя книги — не ваш вариант. Подойдут, к примеру, книги издательства Oxford University Press. Главное — не занижайте планку и не берите тексты слишком простого уровня. Слагаемые успеха чтения английских текстов
интенсивнее. В частности, постарайтесь быстрее находить незнакомое английское слово в словаре, выписывайте переводы только тех слов, которые вам действительно нужны. Вообще, пристальнее вглядывайтесь в содержание английского текста - для того, чтобы выбирать в нем подлинно ключевые слова. В этом случае ваше чтение английских текстов станет подлинно экстенсивным.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОМУ ТЕСТУ
Постоянно повторяйте изученный лексико-грамматический материал по всем темам, выполняйте тренировочные тесты в учебных пособиях, заучивайте устойчивые фразы и выражения. Список необходимого грамматического материала:The English Verb(The Active Voice,The Passive Voice),Modal verbs,Conditionals,Infinitive and Gerund,The English Noun,The Article,Pronouns,Adjectives and Adverbs,The English Numeral.Prepositions,Word Formation,Word Order.Теоретический и практический материл по данным темам можно найти в учебных пособиях по гшраммаитике, например, Карневская Е.Б. Курочкина З.Д. Мисуно Е.А. On the Way to Success (На пути к успеху)
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ НА ПРОВЕРКУ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Заученные конструкции на заданные темы пригодятся и при написании небольшого эссе. Помните, что хорошее эссе — это не обязательно длинное эссе, а эссе логичное, аргументированное и связное. Перед тем, как браться за написание текста, надо обдумать план, понять, какими тезисами вы будете пользоваться, какими примерами их подкреплять и какие выводы делать.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Помните, что на любом экзамене время на подготовку ответа будет ограничено. Учитесь работать в сжатые сроки: ставьте перед собой часы, засекайте время и начинайте читать-писать-переводить. Уложились в час? В следующий раз попытайтесь уложиться в 50 минут. Потом в 40. Чем меньше времени будет уходить на задание — тем лучше. Разумеется, не в ущерб качеству.
Пытайтесь равномерно распределять время между заданиями. Одна из самых распространенных ошибочных стратегий во время экзамена — медленно и вдумчиво сделать первую половину, а потом вдруг обнаружить, что время почти закончилось и наспех, кое-как, доделать вторую. Учитесь работать сразу набело, не оставляя задания с мыслью «ну, это я потом в конце перепроверю и допишу». В конце времени может не остаться.
Советы учителей по подготовке к экзамену по иностранному языку
Памятка для учащихся
по подготовке к экзамену по истории Беларуси
Желаем вам уверенности в своих силах и успеха!
Общие требования культуры ведения записей
в экзаменационной работе по математике
-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.
-Всякая новая мысль начинается с красной строки.
-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.
-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.
-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.
-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.
Правильное расположение математических знаков в строке. Так, перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства. При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. Правильно располагать черту дроби и знак равенства. Черта дроби не разрывается.
-Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.
-Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.
-Сильно не увлекаться использованием математической символики.
-Нельзя слова «следовательно», «значит», «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками.
-В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.
Рекомендации к экзамену по русскому языку
Данные рекомендации помогут вам понять, что от вас потребуется на экзамене, подскажут, как правильно распределить время и силы, эффективно подготовиться к написанию изложения, сориентироваться, каковы должны быть содержание и приблизительный объем экзаменационной работы.
Как это будет?
Учитель прочитает текст 2-3 раза (в зависимости от его сложности) с паузой в 20 минут.
При первом слушании вам надо постараться:
При втором слушании Вы должны:
Итак, слушая текст, следует настроиться не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения. Определить, как начинается (зачин), как завершается (концовка), какие языковые средства используются автором для выражения своего отношения к изображаемому явлению, как используется связь между предложениями, абзацами, какие слова в тексте можно считать ключевыми, как используются средства художественной выразительности: метафора, гипербола, эпитет и др.
После первого прочтения, во время небольшой паузы, сделайте наброски: составьте хотя бы краткий план, запишите слова, которые показались вам особенно яркими, выразительными.
Во время второго чтения обычно разрешается записывать, однако хочется предостеречь: не пытайтесь зафиксировать все, ведь стенографией наверняка не владеете. Постарайтесь записать ключевые слова, словосочетания, наиболее ярко выражающие содержание авторского стиля, оценку изображаемого, отношение к нему. При этом возможно использование сокращений, условных графических обозначений (приемов элементарного кодирования) при условии, что вы ими ранее уже пользовались, сможете без напряжения выполнить, а потом понять.
Как рационально распределить время?
Экзамен длится 4 часа. Половина этого времени или чуть больше(2-2,5 часа) должна уйти на следующие этапы:
а) первое прочтение учителем – слушание учащимися;
б) небольшая пауза ( около 5 минут ) – вы должны сосредоточиться на услышанном, можете сделать короткие наброски в виде ключевых слов, основной мысли, фактов (конкретных наименований), составить план;
в) второе прочтение – запись в черновик отдельных слов и словосочетаний, способствующих раскрытию основной мысли;
г) написание чернового варианта (подробного плана (по желанию) текста изложения) в полном или сокращенном виде по усмотрению ученика, здесь допускаются сокращения для экономии времени;
е) редактирование черновика.
Оговорим некоторые моменты.
Составление плана – это часть работы, от которой во многом зависит успешное выполнение задания в целом. Хотя в чистовой вариант он не включается, в ваших интересах посвятить его составлению 5-10 минут, так как отраженное в плане содержание прослушанного текста поможет логично, последовательно выполнить пересказ.
В ходе редактирования, которому необходимо посвятить после создания чернового варианта 15-30 минут, необходимо:
а) выбрать самые удачные слова из ряда синонимов (лексических и грамматических), чтобы добиться большей точности в выражении мыслей, устранить неоправданные повторы, найти средства для выражения своего отношения, оценки;
б) перестроить предложения, если есть сомнения в правильности расстановки знаков препинания;
в) заменить слова, в написании которых вы не уверены.
1,5-2 часа вам следует потратить на два очень важных этапа экзамена:
а) выполнение работы набело, при этом переписывать необходимо аккуратно, по возможности без исправлений, соблюдая красные строки, то есть, правильно членя текст на абзацы, в сомнительных случаях на месте орфограмм оставляя пробелы, чтобы чуть позже справиться в словаре;
б) самопроверку.
__________________________________________________________________________
Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту
Как работать над черновиком изложения и сочинения
Как составлять план текста
Желаем вам уверенности в своих силах и успеха!
Профилактика стресса во время экзаменов
Экзамен (в переводе с латыни - испытание) - это не просто отчет об усвоении некой суммы знаний по какому-то предмету или кругу вопросов. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих незаменима.
При подготовке к экзаменам воспользуйтесь следующими советами:
-орехи благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему;
-морковь улучшает память;
-авокадо является источником энергии для кратковременной памяти;
-капуста снимает нервозность;
-лимон, апельсин благодаря витамину С, освежают мысли и облегчают восприятие информации;
-бананы, клубника помогут спать спокойнее, так как они нейтрализуют отрицательные эмоции;
-ананас поможет удержать в памяти большое количество материала;
-креветки помогут сконцентрировать внимание;
-черника способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
-шоколад питает клетки мозга.
Предлагаем вам рецепт коктейля, помогающего освежить память и сохранить силы:
1 чайная ложка меда, 1 желток, 1 стакан сока лимона или апельсина.
Помните: во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Недостаток воды резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Гораздо легче запоминать материал, одновременно читая его и записывая какие-то основные положения. Также шпаргалка, вернее, ее наличие, помогает неуверенным ученикам: чаще всего такие школьники не пользуются шпаргалками на экзамене, но сама мысль о том, что «подсказка» рядом, придает уверенности.
Наступило время экзаменов
Значительную роль при сдаче экзаменов играет ваше поведение и умелое использование тактических приемов. Рекомендации, приведенные ниже, помогут вам не растеряться в сложной ситуации:
-Информация, сообщаемая на экзамене, должна быть полной, ясной, содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ.
-Выделяйте важные слова.
-Отвечайте последовательно. Старайтесь придерживаться составленного вами плана ответа - это сделает ваш ответ более уверенным и логичным.
- Если забыли что-то сказать, лучше не говорить: «Да, я еще забыл сказать…». Говорите, например, так: «Я хочу вернуться к …; Я хочу добавить…; Следует подчеркнуть…»
-Если вам задали дополнительный вопрос – не пугайтесь. Можете сказать, что вам нужно немного подумать. Четко сформулируйте ответ в уме, после этого можно отвечать.
-Если вы оговорились и все стали смеяться, не переживайте! Оговариваются даже профессионалы. Посмейтесь вместе со всеми и продолжайте дальше свой ответ.
Памятка
для учащихся по подготовке к экзаменам
Что делать, если глаза устали?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Итак, выполни упражнения:
Как психологически подготовиться к экзаменам?
Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, когда ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями - начни с самого легкого.
И еще не забудь, что перед экзаменом не стоит слишком много есть, а лучше хорошо выспаться.
Взяв билет (или перед началом письменной работы), сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз.
Дыхательные упражнения тоже помогают снять напряжение. Вот несколько приемов. Сядь удобно.
Как нужно выглядеть на экзамене?
Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде., слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступать в контакт во время экзамена.
Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры в косметике и запахах. Ничего лишнего.
Как вести себя во время экзамена?
Если экзаменатор - человек энергичный, то вялый, тихий ответ с большими паузами может его разочаровать.
Если же экзаменатор - человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.
Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Обычно самые важные мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе ничего не пришло в голову, можешь идти отвечать.
Помни, что вера в успех - это половина успеха.
__________________________________________________________________________
Правила подготовки к экзаменам
- тип запоминания информации (зрительный – все читать про себя, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты.)
- тип темперамента (холерику – создать значимую мотивационную деятельность и не торопиться, проверять себя, сангвинику – осознать ответственность деятельности, меланхолику – верить в себя, успокоится, не переутомляться, флегматику – самоконтроль времени)
- Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
- В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера.
- Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе»
- Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть », - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
- Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха.
- Организовать регулярное правильное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки, травяные чаи, рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.
- Отдыхать на природе.
Накануне экзамена
На экзамене
- мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос.
- сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю)
- сконцентрироваться на собственном дыхании (как я дышу?), использовать мобилизующее дыхание.
- провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соедин6ить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.
Как подготовиться к экзамену: советы выпускнику
При подготовке к экзаменам главное – правильно рассредоточить силы, спланировать работу. Распределите билеты равномерно по дням, но последний день оставьте на повторение, причем повторять вопросы лучше не по порядку, а в разбивку. Очень полезно провести дома своеобразную репетицию экзамена: написать номера билетов и "тянуть" их – все как взаправду.
Многие дети, особенно мальчики, стесняются и даже боятся говорить. На этот счет есть проверенная рекомендация: чтобы запомнить прочитанный материал, надо "проговорить" его перед зеркалом, глядя себе в глаза. Это помогает не только научиться говорить связно и уверенно, но и увидеть себя со стороны, проконтролировать собственную мимику, жестикуляцию, внешний вид и внести необходимые коррективы.
Но вот экзаменационный билет взят, чаще всего после этого наступает сосредоточение и даже успокоение – неизвестное уже позади. Главное при подготовке к ответу – составление плана. Еще лучше, если план ответа на каждый билет был составлен дома. Тогда и вспомнить легче, и ответ будет более четким.
Но бывает так: взял билет и чувствуешь, что ничего не знаешь. Это временное смятение, и преодолеть его помогает такая техника. Надо взять лист бумаги, разделить пополам. Слева написать "я знаю", справа - "я не знаю". И заполнить; при этом вся всплывающая в памяти информация упорядочивается, а волнение утихает. Вскоре обнаруживается, что память сама начинает нам подсказывать, и постепенно часть из колонки "я не знаю" перейдет в колонку "знаю". В общем, не нужно теряться на экзаменах.
Что касается практических заданий – разбора упражнений, решения задач, то даже если что-то не получается, непременно нужно бороться до конца, не сдаваться. Пусть экзаменатор увидит хотя бы ход ваших мыслей, возможно, он верен.
Когда отвечаешь, нужно быть нацеленным не на оценку, а только на свои знания. Стремитесь убедить членов комиссии в этих знаниях. Не позволяйте себе паниковать: вот сейчас "тройка"... Помните: чем больше вы думаете об отметке, тем напряженнее становится ситуация и, следовательно, хуже будет выглядеть ответ.
А по окончании экзамена, уже дома, над оценкой стоит поразмыслить. Попытайтесь проанализировать, насколько полно и точно удалось вам раскрыть проблему, решить задачу. Может быть, опять-таки разделить лист бумаги на две половинки: что удалось, а что – нет. Словом, упорядочьте информацию и извлеките урок на будущее – ведь впереди еще не один экзамен.
Учитесь правильно относиться к отметкам. Не впадайте в обиду на преподавателя, не зацикливайтесь на "несправедливой", как вам кажется, оценке – это перекладывание ответственности на другого. Да, может, и несправедливо, но это тоже урок. Лучше постарайтесь увидеть в полученной отметке восприятие своего труда другим человеком. И сделайте все, чтобы завтра ваш труд оценили выше.
Не обязательно пользоваться сразу всеми правилами, о которых шла речь, выберите из них те, что вам больше подходят. Важно помнить: боязнь, страх при ответе на экзамене можно и нужно преодолевать. И вы вполне способны сами себе в этом помочь.
Билеты для проведения обязательных выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы среднего образования, в том числе для проведения экзаменов в порядке экстерната, по следующим учебным предметам:
С Днем женщин!
Подробнее...
Команда Смиловичского аграрного колледжа – призер конкурса «Агромастерство»
Подробнее...
#Я выбираю жизнь
Подробнее...
Поздравляем финалистов фестиваля «Я – исследователь» Минщины
Подробнее...
Успех школьников на XXX Открытой Московской инженерной конференции школьников «Потенциал»
Подробнее...
Поздравляем педагогов Минской области
Подробнее...
Дарагія калегі! Мілыя жанчыны!
Подробнее...
Беларусь и Узбекистан продолжат сотрудничество в сфере образования
Подробнее...
10 документов о сотрудничестве подписали вузы Беларуси и Узбекистана
Подробнее...
Беларусь – Узбекистан: конструктивный диалог в сфере образования
Подробнее...
3 марта в Беларуси стартует промопроект «Выбираем студотряд!»
Подробнее...
Стартует образовательный проект «Академия коммуникации»
Подробнее...